Перейти к содержимому

Консультации и советы юристов

О признании недействительным отказа в выдаче удостоверения

Признание недействительным отказ Управления социальной защиты населения об установлении факта выполнения работ в зоне отчуждения при ликвидации катастрофы.
Консультация юриста Ассоциации юристов «Центр защиты».

Часто задаваемый вопрос:

Я являюсь иностранным гражданином и мне было выдано удостоверение ликвидатора последствий чернобыльской катастрофы. Я обратился в Управление социальной защиты населения с заявлением о выдаче удостоверения ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предоставив документы, подтверждающие статус ликвидатора, в том числе: удостоверение ликвидатора выданное. Однако мне было отказано по причине несоответствия представленных им документов, с чем я не согласен. Как обжаловать это решение?

Ответ от юриста Ассоциации «Центр защиты»:

В соответствии с законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам (в том числе временно направленные или командированные), принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Документами, дающими право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, являются удостоверения инвалидов и удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данной правовой нормой предусмотрено, что меры социальной поддержки назначаются с момента предъявления указанных документов.

При установлении мер социальной поддержки, так и при определении критериев отнесения граждан к категориям лиц, имеющих право на их получение, федеральный законодатель обязан обеспечивать равенство лиц, в равной мере подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и не вправе допускать введения исключительно формальных критериев, которые служили бы единственным основанием для отказа в предоставлении указанных мер.

Также законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление мер социальной поддержки участникам ликвидации последствий ЧАЭС только при условии предъявления соответствующего удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживавших на территории РФ, так и переселившихся из других республик бывшего СССР. Необходимым условием выдачи удостоверения является предоставление документов, подтверждающих юридически значимое обстоятельство: участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году в зоне отчуждения. При отсутствии документов, прямо подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, невозможности получения таких документов, удостоверение выдается на основании судебного решения об установлении юридического факта участия гражданина в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Судебная практика

Решение

Именем Российской Федерации

02 марта 2022 года Хорошевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи В.Л. Вингерт, при секретаре А.Ю. Григорчук, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2010/2022 по иску *** к Управлению социальной защиты населения СЗАО г. Москвы об установлении факта выполнения работ в зоне отчуждения при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности,

Установил:

Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указывая, что с 05 февраля 2021 года он является гражданином Российской Федерации. До переезда в РФ он проживал в республике Беларусь и имел белорусское гражданство. В связи с участием в 1986 году в пределах зоны отчуждения в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС он был признан ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС и 01.11.1991 года исполкомом Гомельского областного совета народных депутатов ему было выдано удостоверение ликвидатора последствий чернобыльской катастрофы. В период проживания в республике Беларусь он не произвел замену ранее выданного ему удостоверения старого образца по независящим от него обстоятельствам.

01 сентября 2021 года истец обратился в Управление социальной защиты населения СЗАО г. Москвы с заявлением о выдаче удостоверения ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предоставив документы, подтверждающие его статус ликвидатора, в том числе: удостоверение ликвидатора выданное 01.11.1991 года.

Решением № 240300094925 от 19.11.2021 года истцу отказано в выдаче удостоверения, по причине несоответствия представленных им документов п. 6 «Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного Приказом от 21.04.2020 г. № 253/207н/73н.

Истец считает, что отказ в предоставлении государственной услуги выдан неправомерно, в связи с чем в порядке ст. 39 ГПК РФ просит суд об установлении факта выполнения работ в зоне отчуждения при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать указанный орган выдать ему соответствующее удостоверение.

Истец *** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.

Представитель истца *** в судебное заседание явилась, поддержала требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения СЗАО г. Москвы *** в судебное заседание явилась, пояснила, что при принятии решения не были учтены справки Гомельского областного исполкома, документы в полном объеме истцом представлены не были, кроме того в документах имеются разночтения в датах.

Представители 3-их лиц Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы и ГУ МЧС России по г. Москве в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом доказательств уважительности причин неявки суду не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлявших.

В адрес суда поступил отзыв на исковое заявление ГУ МЧС России по г. Москве, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы определены статьей 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам (в том числе временно направленные или командированные), принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Согласно статье 15 вышеназванного закона документами, дающими право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, являются удостоверения инвалидов и удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данной правовой нормой предусмотрено, что меры социальной поддержки назначаются с момента предъявления указанных документов. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (допустимость доказательств).

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Судом установлено, что истец *** является гражданином Российской Федерации с 05 февраля 2021 года.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ***, 11 октября 1957 года рождения, 01 марта 1981 года принят на работу в качестве рабочего в МППК «Рудия», 15 февраля 1982 года переведен на должность водителя, 20 апреля 1982 года переведен водителем на автомобиль ГАЗ-53Б, 23 марта 1987 года уволен по собственному желанию.

Из представленных материалов дела следует, что 01.11.1991 года исполнительным комитетом Гомельского областного Совета народных депутатов Республики Беларусь *** выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 года по форме, утвержденной законодательством СССР.

Ответом на обращение от 09 февраля 2021 года за № 19/-31 Гомельский областной исполнительный комитет сообщил, что согласно имеющимся в архиве Комитета документов (путевого листа, Регистра участников ликвидации ЛПА на ЧАЭС, получивших удостоверения ликвидаторов Калинковичского райсельхозпрода, журнала перерегистрации удостоверений участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС по Калинковичскому району) следует, что с 4 мая 1986 года по 6 мая 1986 года *** принимал участие в работах по вывозу скота в Хойникском районе (совхоз «Оревичи»). В состав совхоза «Оревичи» Хойникского района Гомельской области в 1986 году входили следующие населенные пункты: п. Гнезденка, д. Дронъки, д. Красноселъе, д. Оревичи, д. Хвощевка. В соответствии с Порядком применения отдельных положений Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 22 февраля 1991 года, населенные пункты Гнезденка, Дроньки, Красноселье, Оревичи, Хвощевка Хойникского района Гомельской области отнесены к населенным пунктам зоны эвакуации (отчуждения, 30-ти километровая зона), с плотностью загрязнения почв стронцием-90 выше 3 Ки/кв.км/111 кБк/кв.м/ и плутонием −238,239,240,241 — выше 0,1 Ки/кв.км/3,7 кБк/кв.м/. За участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне радиоактивного загрязнения Мажейко В.В. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС серии А № *** от 01.11.1991 года, которое в установленном порядке перерегистрировано в 1995 году за № 9408 Дополнительно информируем, что в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2009 года № 407 «О некоторых вопросах обмена документов, подтверждающих право граждан на льготы» в Республике Беларусь был проведен обмен удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на удостоверение пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий. Обмен необходимо было провести в срок с 1 января по 31 декабря 2012 года. Удостоверения, не прошедшие обмен в установленном законодательством порядке, считаются недействительными. По вопросу обмена удостоверения старого образца серии А № *** от 01.11.1991 года, с перерегистрационным № ***, *** в 2012 году в Комитет не обращался.

Из путевого листа, предоставленного сторонами следует, что *** на автомобиле ГАЗ-53-Б ( закрепленным за ним, указанное подтверждается копией трудовой книжки) направлен с 04 мая 1986 года по 06 мая 1986 года в совхоз Оревичи на перевозку скота.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что как при установлении мер социальной поддержки, так и при определении критериев отнесения граждан к категориям лиц, имеющих право на их получение, федеральный законодатель обязан обеспечивать равенство лиц, в равной мере подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и не вправе допускать введения исключительно формальных критериев, которые служили бы единственным основанием для отказа в предоставлении указанных мер.

Поскольку условия проведения работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения характеризуются максимальными показателями радиоактивного облучения, а граждане, выполнявшие такие работы в зоне отчуждения в один и тот же период, подвергались одинаковому риску радиационного воздействия и, следовательно, составляют единую категорию — пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, подтверждение факта непосредственного участия гражданина в работах по ликвидации ее последствий в зоне отчуждения в соответствующий период должно выступать основным условием присвоения ему статуса участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и выдачи удостоверения, на основании которого ему будут предоставляться меры социальной поддержки.

Место дислокации совхоза Оревичи, работа выполняемая истцом в период выполнения его трудовой функции, свидетельствуют о характере выполняемой истцом работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Расхождение в документах, суд полагает не значительным, поскольку в совокупности представленных суду доказательств следует, что требований истца заявлены обоснованно.

В настоящее время вопросы социальной защиты граждан пострадавших от воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС в Российской Федерации регламентируется Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в Республике Беларусь — Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

В силу ст. 49 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию РФ для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

В соответствии со ст. 15 указанного Закона РФ гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление мер социальной поддержки участникам ликвидации последствий ЧАЭС только при условии предъявления соответствующего удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживавших на территории РФ, так и переселившихся из других республик бывшего СССР.

Таким образом, необходимым условием выдачи удостоверения является предоставление документов, подтверждающих обстоятельство: участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году в зоне отчуждения (которая в 1986-1987 годах называлась 30- километровой зоной).

В соответствии с п. 1, 2 названного Порядка, на территории РФ устанавливаются единые обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пункт 6 указанного Порядка содержит перечень документов, подтверждающих участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, в том числе:

  • командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящемся в зоне отчуждения;
  • справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;
  • трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения;
  • табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;
  • справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения).

Как разъяснено в пункте 17 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 35 (ред. от 11.05.2007) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы порождает права и льготы, закрепленные в базовом Законе, то он может быть установлен в судебном порядке в случае, если у заявителя отсутствуют документы, на основании которых в соответствии с Положением о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдаются удостоверения, подтверждающие право на получение указанных льгот и компенсаций, и такие документы невозможно получить в ином порядке либо восстановить их в случае утраты (глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее — ГПК РФ).

Таким образом, при отсутствии документов, прямо подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, невозможности получения таких документов, удостоверение выдается на основании судебного решения об установлении юридического факта участия гражданина в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Как видно из материалов дела, *** ранее выдавалось удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС .

Согласно ст. ст. 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доводы ответчика об отсутствии документов, подтверждающих фактическое выполнение работ по ликвидации последствий катастрофы, период их выполнения, а также довод о предоставлении истцом документа иностранного государства, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку основаны на неверном толковании норм права, а так же опровергаются материалами дела.

Иные доводы представителя ответчика, представителя 3-его лица судом не могут быть приняты во внимание, так как не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Таким образом, документы, достоверно подтверждающие участие *** в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения суду представлены, следовательно требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования *** к Управлению социальной защиты населения СЗАО г. Москвы об установлении факта выполнения работ в зоне отчуждения при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности удовлетворить.

Установить факт участия *** в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в период с 04 мая 1986 года по 06 мая 1986 года.

Обязать Управление социальной защиты населения СЗАО г. Москвы выдать *** удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Бесплатная консультация

Укажите актуальный номер телефона и наш юрист перезвонит вам в ближайшее время.

Как к вам обращаться?
Не корректный номер.
Необходимо подтвердить согласие с Политикой.

Заказать звонок

Укажите ваш номер телефона и наш юрист перезвонит вам в ближайшее время.

Как к вам обращаться?
Не корректный номер.
Необходимо подтвердить согласие с Политикой.